Билеты в Театр Сатиры
8-495-226-80-84

О Театре

Театр Сатиры: история и современность, таланты и поклонники уникального творческого коллектива Москвы

Московский академический театр сатиры – легенда среди драматических театральных площадок столицы. Здание его расположено на Триумфальной площади, и это символично. Триумф был заложен много десятилетий назад. Таланты сменяются, а поколения поклонников по-прежнему спрашивают лишний билетик на очередной спектакль Театра Сатиры. Часто бывает не достать: все места заняты задолго до даты, особенно если заявлена премьерная постановка.

Становление: как начиналась острая сатира и тонкая ирония

История столичного Театра Сатиры началась давно, еще в далекие дореволюционные времена. Родоначальником этой легендарной столичной площадки, как ни странно, был известный цирк братьев Никитиных. Впрочем, почему странно? Цирк – это веселье и развлечения, а именно они лежат в основе деятельности Театра Сатиры, хотя это лишь одна из его граней.

  • Цирк был вынужден съехать. Животным не хватало пищи и дело было даже не в средствах на ее приобретение, но это другая история. 
  • Свято место пусто не бывает. В здание въехал Московский мюзик-холл, но не слишком преуспел.
  • Его сменил Театр оперетты, но и он оказался не слишком востребованным. 
  • Следующим на очереди оказался Театр Сатиры. Он пришел надолго. Быть может, навсегда?

Официально отсчет истории театра идет с 1 октября 1924 года. Именно тогда в Большом Гнездниковском переулке, в подвальном помещении, на месте кабаре «Летучая мышь» он и начал собственную творческую жизнь. Ознаменовал ее начало спектакль «Москва с точки зрения»" В. Я. Типота и Н. Р. Эрдмана в постановке режиссера Д. Г. Гутмана.

  • Первое юмористическое представление создавали молодые писатели-сатирики В.Типот, Н. Эрдман, Вл.Масс. Они сотрудничали в те времена с журналами «Красный перец» и «Крокодил». 
  • Совместно с режиссером Давидом Гутманом сатилики представили зрителям своеобразное «театральное обозрение» под названием «Москва с точки зрения». Оно состояло из сатирических зарисовок, высмеивающих мещанский быт. 
  • Сорокалетний режиссер был полон творческих планов, обладал неуемной фантазией, умел увлечь актеров веселыми предложениями, на ходу подхватывал и обогащал выдумки своих собеседников. 
  • Каждая сценка, которую представляли зрителю, имела собственный миниатюрный сюжет, облаченный в интересную драматическую форму. Зритель оценил старания труппы. 

Благодаря этому спектаклю в театр пошли. У него появились поклонники, которые признали его «своим в доску»! Новаторский жанр обозрения определил его будущее практически на все 20-е годы. 

  • Отличительной особенностью тогдашних представлений была молниеносная реакция на злобу дня, что требовало от актеров умелой импровизации. 
  • Спектакли строились по принципу нанизывания животрепещущих острот на единое драматургическое основание. 
  • Динамичные эпизоды переплетались с остроумными куплетами, интермедиями, зажигательными танцами, которые непринужденно укладывались в канву спектакля. 

Мгновенные перемены на сцене требовали от художников определенного оформления, и им приходилось становиться настоящими виртуозами. С театральных обозрений начинали свой актерский путь О. Поль, Ф. Курихин, Р. Зеленая.

Все двадцатые годы минувшего столетия московская театральная афиша пестрела необычными заголовками, которые интриговали и заманивали. А вы бы не купили билеты на такие спектакли, как «Всесвалка», «Мишка, верти», «Ст. 114 уг. код.», «Таракановщина», «Европа что надо» и аналогичные? Конечно, последовали аншлаги и рост популярности Театра Сатиры. 

Смена места и направления: новая жизнь Театра Сатиры

В 30-е годы полюбившееся многочисленным зрителям культурное заведение сменило адрес. Из подвального помещения театр перебрался на Садово-Триумфальную. Возможно это повлияло и на кардинальные изменения направления. Курс был взят на водевильные и комедийные постановки.

  • В 1932 году в репертуаре появилась великолепная постановка «Город Глупов», созданный по произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина. Над оформлением его декораций трудились прославленные Кукрыниксы.
  • «Город» вдохновил на очередные подвиги и достижения. Родилась комедия И. Штока под названием «Вагон и Марион». Она была создана по впечатлениям от путешествия драматурга на Магнитстрой. 

Увы, обе эти постановки нельзя называть удачными. Чувствовалась нехватка сильной режиссерской руки. Труппа жаждала реального руководителя, который совместил бы в себе театральный талант и мастерство режиссуры. 

«Рука» появилась в 1933 году. Это была рука Николая Горчакова - ученика Станиславского и Вахтангова. Он был воспитан в лучших традициях строгой режиссерской дисциплины, продуманных постановок, но не был чужд эксперимантов.

  • С его приходом ситуация резко изменилась. Работать коллективу было нелегко. 
  • Талантливые исполнители, привыкшие к актерской вольнице «театральных обозрений», просто не умели работать в необычном для них ключе. 
  • Однако Горчаков, сделавший ставку на жанр бытовой комедии, упорно продвигался вперед. 

В 1934 году в Театр Сатиры пришел король эстрады с непререкаемым авторитетом. Речь идет о Владимире Хенкине, и он поддержал метод режиссера Горчакова. Кульминацией этого периода можно считать постановку лирической водевильной комедии «Чужой ребенок» В. Шкваркина. 

  • Успех спектакля превзошел все ожидания. Билеты раскупались мгновенно, несмотря на то, что спектакль давали 1500 раз! 
  • Он стал истинным торжеством актерского мастерства Поля, Зенина и других актеров, великолепно сыгравших комедию положений с небольшой грустинкой.

В театральном репертуаре стали появляться все новые и новые спектакли, в основу которых ложились пьесы современных авторов - В. Катаева, М. Булгакова, Н. Дьконова. Они соседствовали с мировой классикой - К. Гольдони, У. Шекспира, Ж. Б. Мольера, А. Островского.

Новый этап развития театра

В Театре Сатиры был некоторый период застоя. Шла смена режиссеров и худруков, но никто из них не мог «потянуть» не просто руководство, а уникальность этой площадки. Только с приходом  Валентина Николаевича Плучека в Театре Сатиры началось время, впоследствии названное «золотым веком» подмостков.

Одаренный ученик великого Мейерхольда, Плучек прибыл в театр в 1950 году. Он сразу же поставил успешный спектакль «Не ваше дело» по пьесе Полякова. Пожалуй, наиболее примечательными вехами в истории театра того времени можно назвать премьеры «Бани», «Клопа», «Мистерии-буфф». Все эти спектакли Плучек создавал в соавторстве с Юткевичем и Петровым по пьесам В. Маяковского.

С 1957 года начал длительный путь Театра Сатиры под руководством Плучека. Буквально сразу зрители увидели спектакль «А был ли Иван Иванович?» Н. Хикмета, имевший ошеломляющий успех. Достижения худрука оценила и труппа. 

  • Спектакли были настолько аншлаговыми, что перед театром выстраивалась конная милиция для поддержания порядка. 
  • Порой действие приостанавливали из-за длительных аплодисментов публики. 
  • После 5 показов по личному приказу У. Фурцевой, тогдашнего министра культуры, спектакль оказался под запретом. Действующая власть испугалась реальной конкуренции власти сатиры. 

Пятидесятые годы минувшего века стали для Театра Сатиры периодом становления психологической остроты характеров персонажей, образных сценических решений. В это время формировался и развивался талант Г. Менглета, Б. Рунге, В. Лепко, А. Папанова, Н. Архиповой и других талантливых актеров.

Современность и несомненная ведущая роль Сатиры в театральном мире столицы, России и мира

В 64-м, в год своего сорокалетия, театр, который именовали «собирателем, хранителем, пропагандистом советской комедии» получил постоянную прописку на Триумфальной площади. Популярность его увеличивалась. 

  • Об этом свидетельствуют премьеры, когда зрителями буквально сносились двери в зрительный зал. 
  • Такая ситуация сложилась на премьерном показе спектакля по поэме А. Твардовского «Теркин на том свете». 
  • Публика, среди которой был сам автор вместе с редакцией журнала «Новый мир», увидела молодого талантливого актера А. Папанова. Вскоре и этот спектакль сняли с репертуара.

В конце 60-х Плучек сделал ставку звездную пару - Андрея Миронова и Анатолия Папанова. 1969 год стал годом премьеры «Женитьбы Фигаро» по пьесе Бомарше. В течение 18 лет этот спектакль был своего рода «визиткой» театра. Он собирал невероятные аншлаги. Билеты было не купить. Они практически вообще не появлялись в кассах, а около здания театра перед началом спектаклей ходили толпы жаждущих попытать счастье с «лишним билетиком». 

  • Главного героя в этом манифесте против уныния и серости сыграл гениальный и блистательный Андрей Миронов.
  • Он воплотил образ энергичного, свободолюбивого Фигаро, не терпящего превосходства силы и богатства, унижений, насилия.

Март 1972 года ознаменовался очередной премьерой Театра Сатиры. Поставили комедию Н. В. Гоголя «Ревизор». В спектакле блистала поистине звездная команда. Изумительно играли не только Миронов и Папанов. Восхищала В. Васильева, Г. Менглет, М. Державин, Т. Васильева, А. Ширвиндт, З. Высоковский. 

  • «Ревизор» задумывался режиссером как обличение несчастий и бед российской действительности.
  • Труппа показала абсолютно реальные, хотя и несколько преувеличенные страсти и характеры. 

Еще одна знаковая постановка состоялась в 1976 году. Это была комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Ввновь в главных ролях были задействованы А. Миронов, игравший Чацкого, А. Папанов (Фамусов), М. Державин (Скалозуб), А. Ширвиндт (Молчалин).

  • Не раз постановки самого Плучека оказывались под запретом, но это лишь подогревало интерес к театру, ставшему к середине 1970-х наиболее востребованным и труднодоступным культурным заведением столицы. 
  • Зрители готовы были часами стоять, чтобы достать билеты на спектакли, где играли Миронов, Папанов, Ткачук, Ширвиндт, Аросева, Пельтцер и другие замечательные артисты превосходной труппы.
  • Театр Сатиры стал площадкой для успешного старта молодых режиссеров. К примеру, здесь дебютировал М. Захаров, который поставил «Доходное место» А. Островского, «Мамаша Кураж» Б. Брехта и другие спектакли.
  • Еще одна постановка в 1980 году брехтовского произведения под названием «Трехгрошовая опера» отразила вечную тему произвола неуемной власти и грязных денег над человеческими идеалами и ценностями. 
  • В восьмидесятые годы XX века в театре, чередуя классику с современностью, ставились пьесы В. Розова, Н. Хикмета, А. Островского. Кроме Плучека их постановщиками выступали А. Миронов, А. Ширвиндт, Е. Каменькович.

Увы, жизнь бывает неумолимой. В 1987 году после ухода из жизни великих артистов Миронова и Папанова пришлось убрать из репертуара 13 спектаклей. Это была огромная потеря, но публика не перестала испытывать любовь к театру и ходить на его спектакли. В трудные безденежные годы «перестройки» здесь даже предлагали невероятно дешевые билеты для дорогих зрителей!

С 2000 года худруком театра является А. Ширвиндт. Став достойным учеником своих великих современников, он привнес и свои уникальные решения, укрепил и пополнил коллектив молодыми талантами. 

Сегодня на подмостках Театра Сатиры наряду со старейшинами Н. Селезневой, В. Васильевой, Н. Корниенко играют актеры среднего (А. Яковлева, Ф. Добронравов, С. Рябова) и совсем молодого (К. Мишулина, М. Демченко, М. Козакова, М. Горбань) поколения. Театр Сатиры по-прежнему остается любимым и востребованным. Билеты на спектакли не залеживаются в кассах.